Скорая помощь 8 (01596) 7-07-30
Колл-центр 8 (01596) 77-2-40
Справочная стационара 8 (01596) 2-07-18

odnokl icon vk icon fb ig Telegram

Право на чувства

Prch19

Ребенок часто испытывает сильные и неприятные чувства, которые заставляют его вести себя нежелательным для родителей образом: плакать, капризничать, отлынивать от уроков, не засыпать. Родители зачастую не могут избавить его от ситуации когда: кровь сдать «надо», спать ложиться «надо», уроки делать «надо». Получается, что родители «плохи», раз не могут защитить своего ребенка, избавить его от страданий. И мы начинаем сердиться на себя и на ребенка за это.

Мы требуем: «Прекрати бояться! Как не стыдно плакать!», «Ты же мужчина!», «Имей совесть, я провел с тобой все выходные!», «Тебе лишь бы играть, а не учиться!» и этим мы только цементируем ситуацию. Ребенок не может по нашему приказу перестать чувствовать то, что с ним происходит. Если у него и были до этого какие-то внутренние ресурсы, чтобы справиться с собой, то теперь их уже недостаточно.Он видит, что мы им недовольны, и тогдак страху иотчаянию, прибавляется угроза потери привязанности и связанная с ней тревога. Он или заходится слезами или, наоборот, замыкается, становится недоступен для любых уговоров.

Знакомо? Давайте попробуем перестать воевать с чувствами и будем действовать как-то иначе. Для начала вспомним, что наши чувства родом из нашей психики. Мы можем бояться, но идти; лениться, но делать; скучать, но переносить разлуку. Чувства не бывают неправильными, они такие, какие есть. Мы можем «чувствовать» все, что чувствуем, но действуем так, как считаем нужным, благодаря волевому процессу. Основной задачей воспитания как раз и является формирование волевого компонента личности ребенка. Логично, что родители служат наглядным примером, однако, часто забывая об этом.

Что нужно сделать, чтобы справится с ситуацией достойно? Правильно: следует успокоить ребенка. Успокоить его можно, только дав понять, что вы с ним, что вы не сердитесь, что вы принимаете его вместе с его чувствами и готовы поддержать, помочь, утешить. Приемы активного слушания здесь будут как раз кстати: «Я вижу, что ты боишься», «Я понимаю, как тебе не хочется делать уроки». Главный секрет – сказать именно это и только это. Остановиться, когда захочется – а захочется обязательно – продолжить фразу, перейдя к морали: «Но все равно надо». Ребенок и так в курсе, что надо, но сейчас ему нужно сочувствие, а не напоминание о суровой правде жизни. Часто одного этого бывает достаточно.

Иногда нужна еще какая-то помощь: «Давай, я буду держать тебя за руку, и рассказывать что-нибудь интересное, пока у тебя будут брать кровь», «Давай мы оставим дверь открытой, и я буду к тебе заглядывать», «Давай ты будешь делать уроки, а я пойду пирог печь, и мы потом будемвместе пить чай».

«Мы все это уже сто раз предлагали», могут сказать родители. Конечно, ребенку трудно согласиться с взрослыми, если предлагать что-то, пока он захвачен своими сильными чувствами, на которые вы сердитесь. Предлагая в этот момент альтернативу, вы как будто его чувства отменяете, объявляете неправильными, неважными. А они важны. Принцип прост: сначала признать чувства и дать поддержку, подождать, когда ребенок успокоится, и только потом переходить к предложению конкретныхдействий. Таким образом, сначала успокаиваем психику, потом обращаемся к действительности, а не наоборот.

Если ребенок в отчаянии рыдает над задачей, которая никак не решается, или не рыдает, а злится и швыряется тетрадями, бесполезно подсказывать ему решение. Попросите его отложить задачу в сторону, если он еще мал – возьмите его на руки, если большой – обнимите. Покачайте, скажите что-нибудь ласковое или смешное, но ни в коем случае не про то, что «не надо так нервничать», «зачем так злиться» и тому подобное. Пусть успокоится. Если очень сильно распереживался – сделайте перерыв, выпейте чаю. И только потом возвращайтесь к задаче. В подавляющем большинстве случаев она решается потом легко и быстро. И уже через время, в подходящий момент, когда будете вместеспокойны и расслаблены, можно поговорить про то, что не стоит сразу впадать в отчаяние, если что-то не получается.

Если Вы замечаете, что какие-то чувства ребенка совершенно непереносимы для Вас, что вместо того, чтобы сочувствовать и помогать ему, сами готовы заплакать или, наоборот, впадаете в неконтролируемую злость, возможно, имеет смысл обратиться к специалисту за помощью или консультацией.

Врач психотерапевт                                                              Леонид Новик

Мы на карте

Республика Беларусь,
Гродненская область,
гп. Кореличи, ул. 8 Марта, 62

Скорая помощь
8 (01596) 7-07-30
Колл-центр
8 (01596) 7-72-40 Справочная стационара
8 (01596) 2-07-18 info@korcrb.by


002 003 005 007 010 009 013 012 Banner 24health  Bsmu 022 023 Logo Pomogut  025   031  guzo gocb  sm  Etalon Online Vak In 20072021 Belstat Gerb Fb Belmed14112022 Gbann1  Stopnarko28032023  Prot Ekstr