Первый раз в первый класс!

032Поступление в школу – один из наиболее существенных критичес­ких периодов в жизни детей: изменяется привычный стереотип, воз­растает психоэмоциональная нагрузка.

Наиболее выраженные изме­нения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полу­годия. Это период адаптации (привыкания) организма ребенка к систе­матическому обучению.

От того, как он пройдет, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

О неблагоприятном течении адаптационного периода сигнализирует:

  • снижение массы тела;
  • нарастание количества астено-невротических реакций (быстрая утомляемость, апатия, нежелание что-либо делать, головокруже­ние, тошнота и др.);
  • снижение гемоглобина крови;
  • ухудшение нервно-психического здоровья: головные боли, нару­шение сна, изменение аппетита и др.;
  • снижение или повышение артериального давления;
  • падение общего мышечного тонуса, приводящего к нарушению осанки.

Оптимальный срок адаптационного периода длится один - полтора месяца. Для каждого ребенка он может быть индивидуально растянутым во времени в зависимости от факторов, влияющих на характер его протекания.

Плохое настроение - тревожный симптом.

По каким признакам родители могут понять, что ребенок плохо привыкает к школе?

  • Стал много плакать.
  • Только пошел в школу - тут же заболел.
  • Стал плохо спать.
  • Чувствует себя утомленным.
  • Появилась раздражительность.
  • Жалуется на головные боли.
  • Иногда ребенок не может объяснить, почему он не хочет идти в школу, но у него меняется настроение.

033Надо быть внимательным к таким симптомам.  В первые месяцы надо как можно чаще расспрашивать первоклассника, о его чувствах в школе, что ему там понравилось, и фиксировать его внимание на позитивных моментах. Говорить о том всем хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях…  Так формируется позитивное отношение к школе и к обучению.

Многие первоклассники начинают спать днем, хотя до школы уже много месяцев днем не спали. Это нормально. Но, если при большой потребности во сне у ребенка еще плохое настроение, тогда это тревожный симптом. Важно настроить ребенка на то, что в школе есть свои правила, их надо выполнять. Понимая это, школьные требования для него не будут казаться неприятными и вызывать дух противоречия.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ребёнок нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за неуспехи и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Напоследок, некоторые ответы на актуальные вопросы, которые «прояснят» проблемную ситуацию.

  • 034В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
  • Не загружайте ребёнка новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что ребёнок давно знает и умеет).
  • Не меняйте резко отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе. Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а школьный психолог вам в этом обязательно поможет.

Психолог УЗ «Кореличская ЦРБ»

Проданец Юлия Вадимовна

 

Мы на карте

Республика Беларусь,
Гродненская область,
гп. Кореличи, ул. 8 Марта, 62

Скорая помощь
8 (01596) 7-07-30
Колл-центр
8 (01596) 7-72-40 Справочная стационара
8 (01596) 2-07-18 info@korcrb.by


002 003 005 007 010 009 013 012 Banner 24health  Bsmu 022 023 Logo Pomogut  025   031  guzo gocb  sm  Etalon Online  Belstat Gerb Fb Belmed14112022 Gbann1  Stopnarko28032023  Prot EkstrGk2