Первый раз - в первый класс

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру, сменяются жизнью, множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, которые порой идут вразрез с желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Это зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Психофизиологическое развитие детей 6–7 лет особенно. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами. Но хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций детям необходимо видеть наглядно. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом. Став школьником, и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность.
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Советы родителям первоклассника
Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.
- Поддержите стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.
- Обсудите те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка, возможно, появился человек более авторитетный, чем вы- учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться - это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
- Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы надо решать наедине.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
Врач-педиатр Александр Можейко