Детский аутизм
Маудслей в середине прошлого века первым обратил серьезное внимание на тяжелые психические расстройства раннего возраста, сопровождавшиеся задержкой и искажением процессов развития. Каннер в своем классической работе в 1943 г. дал целостное описание синдрома, впервые обозначенного им как детский аутизм в связи с врожденной неспособностью формировать эмоциональный контакт с окружающими. Каннер предложил тогда следующие критерии распознавания заболевания: первичные – уход в себя и настойчивое желание поддерживать это состояние, и вторичные, подразумевающие избирательность объектов для общения, осмысленное выражение лица, вопреки сниженному уровню интеллекта и нарушения слуха и речи, стереотипность повторяющейся моторики, страх перед движущимися объектами и громким шумом.
Начало в большинстве случаев приходится на возраст до 3 лет. Характерен внешний вид: в возрасте 2-7 лет дети отстают от сверстников в росте. К школьному возрасту обычно отмечается повышенная частота инфекций верхних дыхательных путей и дисфункции желудочно-кишечного тракта. Болевой порог снижен, больные могут не плакать, серьезно повредив себя. Воспалительные состояния не всегда сопровождаются повышением температуры, дети, больные аутизмом, не всегда могут объяснить, что им болит.
Нарушения социального поведения являются центральными: с раннего возраста больные не проявляют интереса к звуку человеческого голоса; не ждут, чтобы их взяли на руки. Родители часто подозревают их в глухоте, поскольку они не реагируют на обращенную к ним речь. При этом пациенты могут обнаруживать необычный интерес, например, к тиканью часов. Когда они начинают ходить, то обычно не следует за родителями по дому, не боятся остаться одни или встретиться с посторонними. Они могут не распознавать лиц ближайшего окружения и, если обращаются к кому-то, то это с равным успехом может быть родитель или чужой человек. В более старшем возрасте могут появиться элементы привязанности к родным, но сверстников они избегают или не выражают интереса к общению с ними. В играх и общении с родными они не подражают поведению окружающих. Вследствие задержки развития разговорной речи больные дают знать о своих желаниях криком и плачем, позднее – хватая других за руку и направляя к желаемому объекту. Мимика и жестикуляции обычно не используются. Ребенок может безразлично относиться к реальной опасности и обнаруживать неадекватный страх в связи с каким-либо безвредным предметом. Больные обычно говорят больше, чем понимают. Использовавшееся ранее слово может исчезнуть из словаря ребенка на месяцы или годы. Даже если появляется беглая речь, больные оказываются неспособными к истинному диалогу, поддерживание разговора о чём-то их не интересующем маловероятно. Частая смена настроения являются постоянной реакцией на малейшие изменения внешней обстановки и распорядка дня. Стереотипии поведения проявляются как в простых, так и более сложных актах, например, настаивание на приеме одной и той же еды, постоянное ношение с собой какой-то игрушки, ношение одной одежды. Для случаев, не сопровождающихся умственной отсталостью, характерно присоединение ритуалов – дотрагивание до определенных предметов, постоянное включение и выключение света.
Типичная в детстве моторная гиперактивность может в подростковом возрасте смениться малоподвижностью. Нелепые движения могут чередоваться с застываниями в необычной напряженной позе. Больные любят по долгу качаться или крутиться, не страдая от головокружения.
Снижение интеллекта не носит тотального характера: еще Каннер отметил блестящую способность некоторых больных к запоминанию наизусть или сложному счету. Некоторые сами обучаются чтению, ничего при этом не понимая. Наиболее сохранными оказываются музыкальные, механические и математические способности.
Примерно две трети больных во взрослом возрасте не в состоянии вести самостоятельное существование. Но в более легких случаях достигается освоение профессий.
Медикаментозное лечение не меняет течения аутизма, но необходимо для контроля таких симптомов, как гиперактивность, саморазрушающее поведение, агрессивность, расстройство сна.
Если вы заметили у своего ребенка «тревожные звоночки», необходимо обратиться за консультацией к врачу- психиатру. Специалист поможет уточнить диагноз, информирует вас о проблеме и возможностях коррекции данного нарушения. Ранний детский аутизм относится к той категории заболеваний, которые при своевременной диагностике и правильно подобранной коррекционной программе не приводят к нарастанию негативной симптоматики, а позволяют ребенку успешно адаптироваться к социуму, осваивать учебную программу, овладеть профессиональными навыками.
Врач-психиатр-нарколог УЗ «Кореличская ЦРБ» Екатерина Ушкевич